• Home
  • Cправочник по русскому языку
  • Аудиоматериал
  • Банк методических разработок
  • Видеотека
  • Документация
  • Звучащие изложения
  • Мой webмикс
  • О сайте
  • Об авторе
  • Портреты русских писателей
  • Презентации
  • Проект по литературе
  • Ресурсы к уроку
  • Русские афоризмы
  • Тексты произведений
  • Тесты ON-LINE
  • Учебные сервисы
  • Читают авторы
Blue Orange Green Pink Purple

Русская литература конца XIX — начала XX в. (вопросник)

Категория К уроку литературы. Автор stefani77777
Мар 04

 

Вопросы для повторения по литературе

(обзор)

 

 

1. В истории мировой культуры выделяется особый период, названный “fin de siecle” (“конец века”), “переходный период”, характеризующийся общим кризисом сознания, настроениями разочарования и упадка, тревожными предчувствиями социальных потрясений, отмеченный при этом активными эстетическими исканиями. Каким видится вам этот период в истории русской литературы?

  2. Какие исторические события конца XIX — начала XX в. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы?

  3. Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX-XX вв.? Чем объясняется особый интерес писателей к философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше?

  4. Как проявилась в русской литературе этого времени тяга к иррационализму, мистицизму, религиозным исканиям?

  5. Какое отражение в литературе конца XIX — начала XX в. нашли социалистические идеи?

  6. Можно ли говорить о том, что реализм в конце XIX — начале XX в. утрачивает роль доминанты литературного процесса, которая принадлежала ему в XIX в.?

  7. Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?

  8. Французский писатель Р. Роллан в книге “Жизнь Толстого” (1911) писал о последнем романе “Воскресение”: “Религиозный финал не составляет органического вывода из всей книги. Это ? deus ex machina. И я убежден, что, несмотря на уверения Толстого, он все же не мог внутренне примирить два противоборствующих начала ? правду художника и правду верующего”. Как соотносятся в позднем творчестве Л. Н. Толстого художественное и публицистическое?

  9. В чем своеобразие позднего творчества А. П. Чехова? Насколько оправданно суждение А. Белого о том, что Чехов “более всего символист”? Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда?

  10. В работах ряда исследователей, в особенности иностранных, утверждается исключительное право русского модернизма представлять художественное сознание своего времени. В статье “О поэзии” (1928) О. Э. Мандельштам пишет: “Вся современная русская поэзия вышла из родового символического лона”. Насколько справедливы данные утверждения?

  11. В творчестве каких русских писателей особенно отчетливо проявилось взаимодействие реализма и модернизма?

  12. Какой характер принимает литературная борьба в конце XIX — начале XX в.? Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы?

  13. Познакомьтесь с фрагментами статьи Д. С. Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), которую называют первой развернутой декларацией русского декадентства. О каких особенностях “нового идеального искусства”, пришедшего на смену “утилитарному пошлому реализму”, идет речь в статье?

  14. Каково соотношение героического и безгеройного, активного действия и настроений уныния, отчаяния в русской литературе рубежа веков?

  15. Как решается в русской литературе конца XIX — начала XX в. проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции “натуральной школы” нашли развитие в прозе этого времени? Насколько значительным было влияние натурализма, теории “экспериментального романа” Э. Золя на русскую литературу?

  16. “Я верую, — писал А. А. Блок, — что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем”. Как складывались отношения русских поэтов с эпохой?

  17. Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждались на страницах журналов и газет в эти годы?

  18. Познакомьтесь со статьями В. И. Ленина “Интеллигенция и революция” (1905) и В. Я. Брюсова “Свобода творчества” (1905). В чем смысл полемики Брюсова с Лениным? Как решается проблема свободы творчества в других публицистических выступлениях этого времени?

  19. В каких произведениях русской литературы рубежа XIX-XX веков нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие образы представляются вам символами этой эпохи?

  20. Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

  21. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов? В чем смысл их полемики с реалистической литературой?

  22. Как соотносятся понятия “серебряный век” и “русская культура рубежа веков”?

  23. В чем принципиальное отличие поэзии “серебряного века” от поэзии “золотого века”?

  24. Какое литературное направление представляют Д. С. Мережковский, И. С. Шмелев, А. Белый, И. Ф. Анненский, В. Г. Короленко, Ф. К. Сологуб, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, А. И. Куприн, Н. С. Гумилев? Почему в ряде случаев вам было трудно ответить на этот вопрос?

  25. Какие имена представляют русскую критику конца XIX — начала XX в.? Кто из русских поэтов выступал в печати с рецензиями и литературно-критическими эссе?

  26. Подготовьте доклад (или сообщение) на тему “Рубеж XIX-XX веков в восприятии ………………. (одного из представителей русского искусства этого времени)”, используя мемуарную прозу А. Белого, Ю. П. Анненкова, В. Ф. Ходасевича, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаевой, И. В. Одоевцевой, других авторов

 


Оставить Комментарии

СЛОВЕСНИК. UZ

    Поиск по блогу


  • ПРИВЕТСТВУЮ ВАС!
  • Olga Gizatulina

  • Рубрики
    • WEB сайты
    • WEB сервисы в работе учителя
    • Алфавит
    • Аудиотека
    • Без рубрики
    • Библиотека
    • Грамматика
    • Домашние задания
    • Занимательная лингвистика
    • Интересные факты
    • К уроку литературы
    • К уроку русского языка
    • Конкурсы
    • Конспекты уроков РЯ
    • Конспекты уроков. Литература
    • Кружковая работа
    • Лента новостей
    • Литературный календарь
    • Материалы к уроку
    • МЕТОДИКА
    • Методическая копилка
    • Мои ресурсы
    • НОВОСТИ РЕСПУБЛИКИ
    • Писатели
    • писатели литературы 19 века
    • писатели литературы 20 века
    • Поздравления
    • Познавательно
    • ПОРТФОЛИО
    • Поэты
    • ПРЕЗЕНТАЦИИ
    • Синтаксис
    • Тесты
    • Ученику
    • Учителю
    • фотографии
  • СТРАНИЦЫ
    • Cправочник по русскому языку
    • Аудиоматериал
    • Банк методических разработок
    • Видеотека
      • Видеоуроки по литературе
      • Видеоуроки по русскому языку
    • Документация
    • Звучащие изложения
    • Мой webмикс
    • О сайте
    • Об авторе
    • Портреты русских писателей
    • Презентации
      • Литература
    • Проект по литературе
    • Ресурсы к уроку
      • Морфология и орфография в таблицах
      • Плакаты и схемы по литературе
    • Русские афоризмы
    • Тексты произведений
      • Вторая половина 19 века
      • Первая половина 19 века
      • РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА.
      • ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 20 ВЕКА
    • Тесты ON-LINE
    • Учебные сервисы
    • Читают авторы
  • НАС ПОСЕТИЛИ
    Рейтинг@Mail.ru
    Рейтинг@Mail.ru Топ рейтинг www.uz
  • Март 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Янв   Апр »
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031  
  • Архив
  • Облако тегов
    "Отцы и дети" Тургенев И С «Телеграмма» Акунин Борис Алфавит Ахматова Библиотека Блок Булгаков Бунин И. Викторины День Победы Джейн Остин Есенин Интеллект-карты К урокам Л.Толстой Лексика Литература 19 века МЕТОДИКА Марк Твен ПАМЯТЬ Пушкиниана Распутин В. Рождество Сервисы Словарь С праздником Фет Хлебников Эксперимент грамматика зарубежная литература конференция кружковая работа кружок обучалки поэт святочные рассказы синтаксис фестиваль чтение
  • ****
    Поэтический календарь
  • Мета
    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org




  • Home
  • Cправочник по русскому языку
  • Аудиоматериал
  • Банк методических разработок
  • Видеотека
  • Документация
  • Звучащие изложения
  • Мой webмикс
  • О сайте
  • Об авторе
  • Портреты русских писателей
  • Презентации
  • Проект по литературе
  • Ресурсы к уроку
  • Русские афоризмы
  • Тексты произведений
  • Тесты ON-LINE
  • Учебные сервисы
  • Читают авторы

© Copyright СЛОВЕСНИК. UZ. All rights reserved.
Designed by FTL Wordpress Themes brought to you by Smashing Magazine

наверх