Гизатулина О.И.- преподаватель русского языка и литературы
Колледж Ки ИТ, г.Гулистан
Философы — мудрейшие люди древности. Они видели мир по иному, не так, как другие. Многие науки были очень тесно связаны с поэзией: арифметика, музыка, И, конечно же, большое внимание к себе привлекала астрономия. Метеориты, кометы, планеты, звезды, галактики, вселенная – о них слагали легенды.
Интересное исследование, имеющее непосредственное отношение и к этой теме, сделал известный литературовед, фольклорист, собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев. В своем фундаментальном, трехтомном труде «Поэтические воззрения славян на природу» он проследил пути появления поэтического, в поэтических образах, описания природных, в том числе и небесных, явлений. Он утверждал, что для первобытного человека всякое явление в природе делалось понятным и доступным только через сближение со своими собственными ощущениями и действиями, через их одушевление. Это все находило отражение в языке: Солнце «встает» и «садится», Луна «ходит», звезды «рождаются», «умирают», «падают».
Я проанализировала ряд произведений авторов XIX века: Владимира Бенедиктова, Федора Тютчева, Евгения Баратынского, Афанасия Фета.
Каждый из них неоднократно обращается в своих произведениях к небу, и вводит в текст стихотворений различные космические явления. Так, например, Владимир Бенедиктов в стихотворение «Комета» рисует яркий, образ свободного, независимого астрономического явления:
….Но посмотри! …
Комета вольная — системам не верна;
«Системам не верна» Что имеет в виду В. Г. Бенедиктов? Может быть, он хочет противопоставить стремительное, не подчиняющееся никому движение кометы размеренному движению планет по орбитам? Далее Владимир Григорьевич ещё более красочно создает буйный образ кометы:
Ударами грозит и буйствует она, ……
Но какое красивое и очень правдоподобное зрелище:
Блистательным хвостом полнеба застилая
И вдруг в конце мы понимаем, что, рисуя нам такой выразительный образ кометы, Владимир Бенедиктов имеет в виду мечту:
Так пылкая мечта — наперсница богов –
Среди медлительных, обкованных умов,
Сверкая, носится и тешит и пугает.
Так сравнивая небесное явление, которое действительно одиноко бродит в пространстве с блестящей мечтой, которая пугает людей, живущих размеренно, В. Г. Бенедиктов дает нам увидеть противопоставление: независимость и размерность
Ещё один поэт 19в., умеет увидеть и услышать во Вселенной необычайно много, проникнуть взором, слухом и умом в ее сокровенные тайны, передать свой диалог с ней, свое романтическое восхищение от встречи с ней, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика, особенно в вечернюю и ночную пору. Это Афанасий Афанасьевич Фет.
Природа у него очеловечена, как ни у одного из его предшественников, Особенно часто встречается у Фета ночной пейзаж, ибо именно ночью, когда успокаивается дневная суета, легче всего слиться в одно целое с природным миром, наслаждаясь его нерушимой, всеобъемлющей красотой. В ночи у Фета нет проблесков хаоса, которые пугали и завораживали Тютчева: напротив, в мире царит величественная гармония, скрытая днем. На первое место в образном ряду выходят не тьма и ветер, но луна и звезды. Месяц уносит за собой в голубую даль душу поэта, а звезды оказываются его немыми, таинственными собеседниками. Поэт читает по ним «огненную книгу» вечности («Среди звезд»), ощущает их взгляд, и даже слышит, как они поют:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, —
Меж теми звездами и мною
Какая-то родилась связь.
Представьте, насколько завораживает небо, человек остолбенев, вглядывается в бездонную глубину космоса.
Я думал,… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
Может из-за мигания появляется иллюзия движения, похожая на дрожь, а может быть, А.Фет подразумевает под звездой образ человека, который дрожит от робости и волнения.
И звезды люблю я с тех пор…
Невозможно в звезды не влюбиться.
А. А. Фету присуща удивительная тонкость чувств живописца, любующегося небом. Вызывает большой интерес поэтическая мысль Фета о звездном огне в человеке, который «сильней и ярче всей вселенной». Она сегодня тоже не только метафора. Красная кровь, текущая в наших венах, обязана своим цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по сообщениям астрономов, возникло в звездном веществе. Мы и сейчас можем видеть на небе свет тех угасших звезд, которые «творили» железо для нашей крови. Звезды взорвались и погасли, а свет от них будет лететь ещё миллион лет.
Лирика Евгения Баратынского всегда отличалась своим грустно-задумчивым характером. Баратынский в эпоху Пушкина был первым после Александра Сергеевича поэтом. Сам Пушкин так характеризовал его: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя немного одаренного вкусом и чувством…»
В своем стихотворении «Звезда» он говорит:
Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
И сразу мы представляем великолепную картину ночного неба. Полная луна в сопровождении сверкания миллионов звезд
Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?….
Почему мы выбираем из тысячи подобных – одну? Почему именно эта звезда моя?
И дальше автор описывая, выбранную звезду подбирает следующие глаголы: свет её утешает, с думою глядит, взору шлет ответный взор, нежностью горит. Может быть, он хочет показать нам что это человеческая душа?
Для Евгения Баратынского звезда — как символ любви. Падающая звезда может украсить собой любое свидание. В своем стихотворении Евгений Баратынский говорит о том, что любимый человек, это и есть самая яркая звезда.
Поэзия 20 века по ритму, по образам отличается от поэзии 19 века, потому что изменились люди, поменялись приоритеты, настал и другой век.
Не каждый может читать по звездам. Многие не понимают их тайный смысл. Почему они так называются? Кто их так назвал? Поэт И. Бунин – это человек знающий очень много о небесах. Во многих своих стихах он описывает планеты, звезды и созвездия. Вот, например, в стихотворении «Ночь» он размышляет о том, что миллионы глаз, с начала времен и до нашего времени, наблюдали за небом. Иван Бунин обращается к теме красоты и вечности в своем стихотворении.
Звездное небо — одна из излюбленных тем в поэзии. Наверное, нет ни одного автора, в чьем поэтическом наследии хоть раз не промелькнули бы небесные светила. Картины ночной природы, раздумья, вызванные ими, мы без труда найдем у многих наших великих поэтов.
Бунин — не исключение. И у него вид ночного неба вызывает мысли о вечности, о краткости человеческой жизни. В своем стихотворении «Ночь» он говорит:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли.
Звездный свет и ночь, пейзаж песков на фоне тишины, это и есть сочетание прекрасного и вечного.
Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Плеяды, Орион и – одни из известнейших созвездий. Марс – одна из планет нашей солнечной системы. Вега- звезда созвездия лира
Звездочеты читают очень много информации на звездном небе. Звезды, как письмена складываются на темно-синем полотне. И. Бунин в своем стихотворении подтверждает, то, что он не просто поэт, но и ученый. Он называет названия конкретных звезд.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!
Большое удовольствие приносит то, что ты единственный кто понимает смысл.
Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.
Одна ночь прошла, настала другая. Зеркальная полоса разделила небо, под озарением планет.
И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда весь мир любил я для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой
Может – быть, это мечта достать для любимой звезду с неба? Вечные проблемы земного существования из века в век волнующие человечество.
А в стихотворении «Огни небес» человеческая жизнь сравнивается со светом далеких звезд:
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только не угасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных
Очень часто в поэзии, да и вообще в художественной литературе, описываются безымянные «лучистые звездочки». Изредка промелькнет Венера, да и то чаще всего как «Вечерняя (или Утренняя) звезда». У Бунина же многие светила названы по именам, данным им нашими предками. В его стихах блистают на небе планеты Юпитер и Сатурн, переливается голубым сиянием Сириус, ярчайшая звезда всего неба, видимая в наших широтах зимой, горит вместе с ним на зимнем небе Альдебаран из созвездия Тельца, а летом появляется Антарес… Звезды для Бунина — такая же примета времени года, как листопад, снег или весенние цветы. И он умело использует их в описаниях природы. Вот, например, стихотворение 1903 г.:
Далеко на севере Капелла
Блещет семицветным огоньком.
И оттуда, с поля, тянет ровным,
Ласковым полуночным теплом.
За окном по лопухам чернеет
Тень от крыши; дальше, на кусты
И на жнивье, лунный свет ложится,
Как льняные белые холсты.
Всего восемь строк. Словно беглыми штрихами сделана зарисовка летней ночи, скорее всего, июльской. И удивительно верно вписываются в нее две
первые строчки. Действительно, летними ночами Капелла — яркая звезда в созвездии Возничего — стоит очень низко над северным горизонтом, «далеко на севере». Вблизи горизонта световые лучи сильнее преломляются в воздухе, так что «семицветный огонек» — вовсе не поэтическое преувеличение… А в другом стихотворении на темном небе холодной осенней ночи, среди тишины садовых аллей, благоухающих «осенней свежестью, листвою и плодами», горит крохотный ковшик из слабых звезд — Плеяды:
И звонок каждый шаг среди ночной прохлады,
И царственным гербом
Горят холодные алмазные Плеяды
В безмолвии ночном.
Плеяды(астрономическое обозначение — M45; иногда также используется собственное имя Семь сестёр, старинное русское название — Стожары или Волосожары, в Библии и Торе — Кима) — рассеянное скопление в созвездии Тельца; одно из ближайших к Земле и одно из наиболее заметных для невооружённого глаза рассеянных скоплений.
Поэты, взошедшие на литературный подиум в конце 19 – начале 20 века, продолжили лучшие традиции русской поэзии. Древние астрологи называли небо зеркалом, в котором человек видит, прежде всего, самого себя. Современные научные взгляды дают возможность предположить, что на уровне излучений человек и Вселенная – единое существо. И в русской литературе человек выступает, как существо космическое, неразрывно слитое со всем мирозданием, постоянно претерпевающее изменения.
Таким образом, какие же небесные явления наиболее встречаемые в лирике?
Для этого я составила таблицу, в которую внесла наиболее часто встречаемые термины, и посмотрела какие небесные объекты используют разные авторы. Оказалось, что наиболее часто поэтов привлекает звезда (всего 50 употреблений).
В произведениях Ивана Бунина она встречается 10 раз, причем 4 раза он называл название конкретных звезд – Вега, Сириус, Капелла, Арктур.
У Бориса Пастернака «звезда» встречается 9 раз.
В лирике Игоря Северянина 4 раза.
Аполлон Григорьев и Евгений Баратынский в своих произведениях использовали такой космический объект, как звезда, всего 2 раза.
Владимир Бенедиктов 8 раз. Афанасий Фет 6 раз.
Однако больше всех слово «звезда» встречается в лирике Федора Тютчева – 13 раз.
Луна, чаще всего привлекала внимание Ивана Бунина- 9 раз.
Игорь Северянин и Федор Тютчев обращались к луне по 4 раза.
Аполлон Григорьев, Борис Пастернак, Владимир Бенедиктов, Евгений Баратынский все употребляли в своих стихах слово «луна» по 2 раза.
Всего луна встречается 26 раз.
Созвездия же различают на звездном небе Ф. Тютчев (Волопас), Б. Пастернак (Волопас) и Иван Бунин (Орион, Плеяды, Волопас, Персей).
Названия планет в свои стихи включают только И. Бунин (Марс, Юпитер, Сатурн) и И. Северянин (Марс, Сатурн, Венера)
Из всех поэтов ХIХ в Млечный путь привлекал внимание лишь у Афанасия Фета 2 раза. Поэты ХХ века Иван Бунин и Борис Пастернак всего один раз вводили в свой текст Млечный Путь.
Земля, как небесное тело встречается в стихотворениях Ивана Бунина 2 раза и Федора Тютчева 3 раза.
К Вселенной обращаются только поэты ХХ века – Борис Пастернак (один раз) и Игорь Северянин (4 раза).
В анализируемых мной стихах можно отметить образность мышления некоторых поэтов, так Игорь Северянин говорит о звездах «…уже зазвездились ночные полей небесных светляки». А Владимир Бенедиктов рисует метафоры: Бездонная лазурь; Свет надзвездный; Звездо — пламенная рама.
«Астрономическая» лирика занимает важное место в творчестве поэтов ХIХ и ХХ века, потому, что поэты это люди, которые в обыденном предмете видят нечто особенное. Но, у каждого поэта свои предпочтения. Так Аполлон Григорьев и Евгений Баратынский в своей лирике обращаются только к звездам и луне. В творчестве всех остальных поэтов, кроме луны и звезд встречаются и другие небесные явление. Но наибольшим знатоком звездного неба является поэт ХХ века Иван Бунин, который в своем творчестве использует наибольшее количество астрономических явлений.
Небо всегда для поэтов будет неисчерпаемым источником вдохновения.
Библиография:
- Бунин И. А. Стихотворения. – М.: Молодая гвардия, 1990.
- « Как слово наше отзовется…» Федор Тютчев / Евгений Баратынский / Владимир Бенедиктов / Аполлон Григорьев / Афанасий Фет. — М.: Правда, 1986.
- .«Мифы звездного неба» Калашников В. И. – М.: Белый город, 2006.
- «Астрономия» Саймон и Жаклин Миттон. – М.: Росмэн, 1995.
- «Что и как наблюдать на небе» В.П. Цесевич, М.: «Наука», 1973.